Как выбрать фотографа на свадьбу?

Так или иначе, каждая будущая семейная пара задумывается о фотографе на свадьбу. И первый вопрос, а нужен ли вообще свадебный фотограф? Иногда он и правда не нужен. Зависит это от ваших запросов и приоритетов.  Ну а если нужен, то кого нанять, как выбрать? И в чём отличия? О чём спросить фотографа на встрече? Обо всём этом читайте тут.

 

Когда фотограф не нужен.

Оставим очевидный вариант, когда вам не нужно ни одной фотографии со свадьбы. Если же для вас важно запечатлеть только сам факт состоявшейся свадьбы, то вполне можно обойтись без фотографа. Для этого достаточно быть уверенным в том, что хотя бы у одного из гостей с собой будет фотоаппарат, он не разрядится на этапе сборов невесты, и фотографии он вам сбросит до того, как очистит флешку для следующей съёмки. Можно подстраховаться и взять свой фотоаппарат, и потом давать его гостям, чтобы сделали пару фоток. Плюсы очевидны: место на карточке и заряд аккумуляторов зависит от вас, и не надо будет ждать, пока кто-то вам сбросит файлики. Современная техника достаточно напичкана умными программами чтобы выдать сносное качество, особенно при съёмке на улице и прямых руках нажимающего на кнопку. Да и понятие качества для каждого своё. Поэтому, если вам нравится как снимают ваши друзья и родственники, смело закрывайте все вкладочки браузера, где есть свадебные фотографы и их портфолио, и только не забудьте позвонить знакомым, чтобы взяли с собой фотоаппарат. Пишу об этом без нотки сарказма или неуважения к такому выбору. Если молодожёны заказывают фотографа «потому что так надо», из этого ничего хорошего не получается. Как правило, в таких ситуациях заказывается самый дешёвый фотограф, порой, не глядя его портфолио. Вы недовольны тратой денег «ни за что», фотограф – «неблагодарными клиентами», в общем, обе стороны получают не то, что им нужно. И вполне может оказаться, что ваши родственники действительно могут снять лучше, чем наёмный фотограф, который задёшево.

 

Когда рационально нанять дешёвого фотографа.

Дешёвый фотограф – не всегда и не для всех плохой фотограф. Да, возможно, это будет «бомбила», «двуручник» (снимающий фото и видео одновременно), голодный студент или гламурная «фотодевочка». Но возможно, это будет и увлечённый фотограф-любитель, который «набивает» портфолио, и результаты его съёмки оставят вам хорошие впечатления, такой вариант – лучший в этой ценовой категории. Но чаще, результат будет неотличим от фотографий, которые может сделать любой среднестатистический владелец зеркалки. Зачем же тогда нанимать фотографа из этой категории? А потому что он, в отличие от гостя, берёт деньги (пусть даже маленькие), а значит, несёт ответственность за результат. Зарядить аккумуляторы, очистить флешки до, и не запороть снятое после, вовремя отдать фотографии, снять все важные моменты – теперь это его задача и обязанность, обо всём этом думать надо будет ему, а не вам. Он не станет под конец банкета спать в своём салате, пока невеста кидает букет или режет торт, не скажет «мне надоело/флешки кончилась/аккумулятор сел». Впрочем, как повезёт… Процент халтурщиков в этом сегменте максимальный, так что, несмотря на то, что деньги берут, многие даже не собираются отвечать ни за флешки, ни за собственное адекватное поведение, ни вообще даже за то, что вы когда-нибудь увидите свои фотографии. Как повезёт...

Именно в этом сегменте чаще всего можно встретить всякие футажи (сердечки, рамочки), знаменитые сюжеты «невеста на ладошке», «много женихов возле одной невесты», цветной букет на чёрно-белом фоне и другие. Если нужны именно такие сюжеты, то вы легко найдёте умельцев их делать.

Очень желательно, чтобы остаток суммы за съёмку вы передавали при получении фотографий, а не в конце свадьбы, как на этом могут настаивать фотографы.

 

Когда нужно нанять хорошего фотографа.

Если Вас категорически не устраивает результат, который можете получить от начинающей фотографировать подружки или от дешёвого фотографа, то вывод очевидный - нужно искать хорошего, а значит не дешёвого. Хорошее качество возможно только с наличием опыта съёмки, соответствующей аппаратуры, навыков общения, траты времени на отбор, обработку и печать.
 

Стиль у фотографов различается по обработке и манере съёмки. Одни следуют моде, другие предпочитают классическую съёмку и обработку. Одни делают глубокую обработку, каждый кадр после которой выглядит как обложка глянцевого журнала, так что едва молодожёны себя узнают. Другие ограничиваются стандартной коррекцией яркости, возможно небольшой ретуши, оставляя естественность. Однако, и то и другое требует от фотографа опыта, времени и знаний. В выборе стиля фотографа рекомендаций дать практически невозможно, ведь о вкусах не спорят. И конечно, у фотографа должны быть хотя бы несколько напечатанных фотографий, а не только файлы. Ведь, законченный продукт фотографа – это фотография, напечатанная на бумаге.
 

Пакет услуг у фотографов тоже отличается. Есть просто «N рублей в час, яркость/контраст, все фотки на диск». А есть «икс часов съёмки, коррекция и ретушь всех фото, обработка дофига фоток, всё в дизайнерском конверте на красивом диске, мини-бук для мамы, миди-бук для папы, макси-бук для бабушки, а вам во-о-о-от такая фото-книга с дизайном на во-о-о-от столько-то страниц, в кожаной обложке с золотыми уголочками». Если вы можете себе позволить второй вариант, и заказываете его, то это замечательно. Значит, вы финансово обеспечены и можете получить максимум удовольствия! Но и первый вариант хорош. Ведь, главное – вы получите нужный вам результат, с которым потом можете делать что угодно: печатать, заказывать дизайн фотокниги, мини-буков, в любой фирме и у любого дизайнера. Выйдет ощутимо дешевле, чем «всё и сразу», по крайней мере, если собираетесь просто напечатать фотографии и купить для них стандартный альбом. Только выбирайте качественную лабораторию. Можете спросить у фотографа, где он печатает, он порекомендует.
 

Встреча с фотографом. Какие вопросы задавать фотографу?

             Когда стиль фотографий в портфолио вам понравился и цена устроила (или вы колеблетесь), то самое время встретиться с фотографом, посмотреть фотографии и узнать лично обо всём что интересно. Заодно увидите, приятно ли вообще вам общаться с этим фотографом, ведь, от эмоционального настроя по отношению друг к другу во многом зависит результат съёмки.

          Срок обработки фотографий. Он у разных фотографов разный, также зависит и от сезона. Если, к примеру, фотограф обрабатывает одну свадьбу за 4-5 дней, то съёмку в феврале (когда заказов меньше) реально получить через неделю. А вот фотографии со свадьбы, которая снята в начале сентября, вы и через месяц можете не увидеть. Ведь, август – горячее время, и бывает, фотографы снимают по 6-10 свадеб, а значит, перед вашей съёмкой у него накопится немало съёмок в очереди. Спрашивайте о сроках чётко, но до его истечения старайтесь не беспокоить, а то эти фотографы - художники все, у них от частых звонков муза нервничает и перестаёт их вдохновлять на шедевры дизайна и обработки.

        Сколько фотографий будет? Рассчитывайте, что фотограф назовёт что-то между 20 и 70 фотографиями за час съёмки (200-800 за день). Учитывайте, что количество фотографий ещё не значит качество. Если какой маститый постановщик сделает даже 100 кадров, они затмят тысячу кадров посредственного фотографа. Репортёры отдают от 400 до 800, но цифра будет никак не больше 1000 за день, ведь, количество сюжетов на свадьбе пусть много, но ограничено. Если же вам озвучат цифру 1500-2000, будьте очень внимательны. Возможно, это «бомбила», который отдаст вам всё что снял, даже не удаляя откровенный брак.

Порядок оплаты. Здесь мнение многих фотографов жёсткое – полная оплата в конце дня. Ваше право соглашаться или не соглашаться на это условие. Чаще в сегменте опытных фотографов вас не обманут, сделают как вы и хотели, отдадут в срок. Тут из-за нескольких тысяч рублей никто не будет рисковать своей репутацией. И всё же оптимальным вариантом является отдавать часть денег в конце свадьбы (например, 50-70%), и остаток – при получении. Это даёт некоторую гарантию, что фотограф не забудет про вас и не отложит обработку вашей свадьбы в долгий ящик.

Договор. Бывает, что его нет вовсе, и весь договор – на словах. Случаи обманов редкие, в своём городе я про такие и не слышал. Но договор удобен тем, что помогает людям избежать недоразумений, и при случае освежить память, причём как фотографам, так и клиентам. Если есть, читайте внимательно.

Место в машине. Этот вопрос фотограф чаще озвучивает сам. Будет ли он на своей машине, либо ему нужно место, будет ли он один или с ассистентом (соответственно, может понадобиться два места).

План съёмки. Если вы определились с фотографом и уже вносите ему задаток, то самое время обсудить план съёмки. Кто, когда, во сколько и куда, какой маршрут, где и сколько времени нужно на съёмку. Если вы делаете упор на постановочную фотографию, будьте готовы проводить не менее 30 минут наедине с фотографом в каждом парке/месте для фотосессии. Если же вы хотите репортаж с минимумом постановки, то можно будет обойтись меньшим временем, но оно тоже понадобится. Помните, репортаж можно снять всегда, а постановку – только при вашем непосредственном участии и содействии фотографу.

Дресс-код. Возможно, это для вас важно. Фотографы могут одеваться очень по-разному, кто-то и как на пляж оденется. Чаще так бывает в сегменте дешёвых фотографов, но бывают забавные исключения. А могут выглядеть парадно, или средне-буднично.

О фототехнике. Иногда вижу на сайтах фотографов перечисление техники, которой они работают. Неужели клиенты спрашивают об этом? Но не всё ли равно, чем и как фотограф добивается результата, который гарантируется клиенту? Скорее всего, это стремление произвести впечатление на вас, мол, видали, мы не хухры-мухры, не лаптем суп хлебаем, «единичками с элечками» снимаем, ну или «дэ-троечками» (фотографы поймут слэнг). Поверьте, даже на лучшую технику неумелый фотограф не сделает хорошей фотографии. Впрочем, вряд ли кто-то из фотографов будет скрывать чем снимает, и легко перечислит весь набор. Более разумно спросить, будет ли у него на съёмке запасная камера, ну или что он будет делать, если единственная камера откажет. Но опять же, случаи отказа техники, - большая редкость. Камеры морально устаревают быстрее, чем исходит к концу их срок службы, если речь о снимающих из раза в раз. А снимающие много и постоянно чаще имеют запасную камеру, и объектив у них тоже будет не единственным.

Нужно ли фотографа покормить на банкете. Даже не спрашивайте! Конечно, нужно. И обязательно обеспечить водой или чем-то другим безалкогольным. Еда с банкетов всегда остаётся. А сытость фотографа на банкете сказывается на качестве последних часов съёмки и на возможности опережения графика отдачи готовых фотографий. Впрочем, любое проявление хорошего отношения положительно сказывается на вдохновении и на съёмке, и при обработке. Будьте вежливы и предусмотрительны. Чем подробнее выясните все вопросы до съёмки, тем приятнее будет создавать фотографии и вам, и фотографу. Весёлой и красивой свадьбы вам!